Чтобы приобрести квартиру, приватизировать ее, а также совершить иные юридически значимые действия, потребуется подготовить пакет документов, среди которых должен иметься и технический паспорт. В нем приводится подробная характеристика объекта недвижимости, в том числе и инвентаризационная стоимость.
Для чего нужен техпаспорт?
Ранее техпаспорта оформлялись для постановки объектов недвижимости на кадастровый учет. Но с 2013 года документ для этих целей не используется. В 2023 году он необходим в следующих ситуациях:
- Для купли-продажи жилья.
- Если необходимо перевести жилой фонд в нежилой.
- Чтобы получить разрешение на проведение перепланировки, переустройства квартиры.
- Для предоставления в судебные инстанции.
- При оформлении наследства.
Чтобы зарегистрировать право владения квартирой, приобретенной в результате сделки, предоставлять техпаспорт необязательно.
Технический паспорт могут потребовать в банке для оформления ипотечного займа. На основе данного документа проводится независимая оценка жилья. Также техпаспорт необходим для страхования квартиры, расчета суммы налога и прочего.
Где можно получить?
Для получения техпаспорта либо внесения изменений в существующий можно обратиться в следующие организации:
- БТИ (Бюро технической экспертизы). Получить услугу могут владельцы объектов недвижимости, их представители, жильцы муниципальных квартир. Для оформления документа достаточно обратиться в отдел по месту регистрации.
- МФЦ, но следует учитывать, что получать готовый паспорт придется на 2-3 дня позже, чем в БТИ. МФЦ выступает в роли посредника между гражданами и БТИ, куда и направляется вся документация.
- Лицензированные организации с правом предоставления подобных услуг. Прием заявок может осуществляться в офисе либо через официальный сайт. После оформления заявки кадастровый инженер посетит квартиру для замеров и оформит документ.
Заказать техпаспорт можно и через систему Госуслуги. Но для этого необходимо иметь на портале учетную запись подтвержденного уровня.
Порядок оформления
Чтобы найти кадастрового инженера, можно воспользоваться официальным ресурсом Росреестра. На нем имеется реестр специалистов с контактными данными. В нем представлены лишь кадастровые инженеры, получившие лицензию от Росреестра. Только они обладают правом оформления техпаспорта на жилье.
Выбранному специалисту следует сообщить о целях получения техпаспорта. Нужно определить, нужна ли экспликация либо достаточно документа без обновлений. После того, как заказчик и исполнитель обсудят все условия, необходимо переходить к сбору документов и написанию заявления. К нему потребуется приложить чек об уплате пошлины. Ее размер зависит от расценок в регионе проживания.
Если заявление подавалось в БТИ, то величина госпошлины в среднем составляет 900-1500 руб. В нее входит сумма сбора и стоимость услуг по замерам помещения. При обращении в МФЦ придется доплатить за обслуживание, итоговая сумма составит 1200-1700 руб. Частные организации самостоятельно устанавливают цены на свои услуги. В данном случае на цену оказывает влияние цель оформления документа. За него могут потребовать сумму от 2 до 10 тыс. руб.
Если необходимы дополнительные услуги (поэтажный план, экспликация, справка об идентификации адресных данных, учет перепланировки, инвентаризация и прочее), то об этом необходимо указать в заявлении.
После передачи пакета документации заявителю вручается расписка. Далее остается лишь ждать готовности техпаспорта.
Пакет документации для БТИ
Перечень документов для получения техпаспорта зависит от цели его оформления. В обязательный пакет документации входят следующие свидетельства:
- Заявления установленной формы.
- Чек об уплате пошлины.
- Гражданский паспорт владельца квартиры либо гражданина, проживающего в муниципальном жилье.
- Правоустанавливающее свидетельство (о праве владения, выписка из ЕГРН, договор соцнайма).
- Если интересы заявителя представляет доверенное лицо, то потребуется его паспорт с доверенностью, заверенной в нотариате.
Для приватизации жилплощади пакет документации дополняется следующими свидетельствами:
- Ордером либо договором соцнайма.
- Справкой № 7 с характеристикой квартиры.
Для вступления в права наследования прикладываются следующие бумаги:
- Свидетельство, подтверждающее открытие наследства от нотариуса.
- Гражданские паспорта наследников.
- Свидетельство, подтверждающее смерть наследодателя.
- Выписка из ЕГРН.
Дождавшись изготовления техпаспорта собственнику квартиры достаточно явиться по месту подачи заявления и забрать документ. При себе необходимо иметь паспорт.
Как долго оформляется технический паспорт?
В случае подачи заявления в МФЦ либо БТИ забрать готовый документ можно через 10-14 дней. Если для оформления документа привлекались сторонние организации, то сроки могут сокращаться до 1 дня.
Выписка из техпаспорта БТИ
Ее потребуется получить для обращения в нотариат, если нужно вступить в права наследования и прочее. Для оформления выписки проводится обследование квартиры. В ней присутствует план жилого помещения и иная информация о жилье.
Если документы на объект недвижимости оформлялись до конца 1998 года, то за выпиской потребуется обратиться в БТИ. При более поздних сроках проведения инвентаризации выписка формируется Росреестром.
Для получения выписки в госорган необходимо представить следующие документы:
- Гражданский паспорт.
- Заявление на получение выписки.
- Свидетельства, подтверждающие право собственности на жилье.
- Чек об уплате пошлины.
Забрать готовую выписку в БТИ можно через 10 дней. При себе необходимо иметь паспорт.
Следовательно, техпаспорт необходим для совершения сделок с недвижимостью. Оформить его можно в БТИ либо воспользоваться услугами кадастрового инженера. Но перед этим стоит убедиться в том, что он имеет соответствующую лицензию от Росреестра.